50 лет назад усинская нефть пришла в Ухту

В преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности мы решили вспомнить ещё об одной юбилейной дате из истории развития отрасли в Республике Коми. В августе, ровно 50 лет назад, первая усинская нефть поступила в Ухту.

О том, как развивалось Усинское месторождение, рассказал в книге «Большая нефть Тимано-Печоры» журналист Валерий Ильин:

«На обустройстве Усинского и других северных месторождений в полной мере проявились сильные стороны командно-административной системы управления экономикой. Здесь на решении сложнейших проблем были сосредоточены (в самые сжатые сроки) силы десятков научно-исследовательских, проектно-конструкторских институтов, промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий материально-технического обеспечения, железнодорожного и водного транспорта.

Уже в 1969 году Ухтинский комбинат реорганизуется в государственное производственное объединение «Коминефть», Миннефтегазстрой СССР создаёт в Ухте своё мощное подразделение - Главкомигазнефтестрой…

«Коминефть» сосредотачивает на объектах обустройства Усинского месторождения основные силы своего треста «Коминефтеспецстрой», а для скорейшего разбуривания месторождения формирует Усинский трест буровых работ...

Тэбукское нефтегазодобывающее управление разворачивает на месторождении свою пятую районную инженерно-технологическую службу (РИТС-5), в задачу которой входит подготовка месторождения к опытно-промышленной эксплуатации.

Для строительства магистральной автодороги с твёрдым покрытием из будущего Усинска на месторождение и дальше, вплоть до границы с Ненецким национальным округом, привлекаются крупные силы треста «Пермдорстрой» и мостостроителей. Полным ходом развёртываются изыскания трасс и проектирование железнодорожной линии Сыня - Усинск, высоковольтной линии электропередачи Печора - Усинск.

Значительные силы многочисленных строительно-монтажных трестов, сооружавших магистральный газопровод «Сияние Севера» (Вуктыл - Ухта - Торжок), переключаются на прокладку магистрального нефтепровода Уса - Ухта - Ярославль. Всего того, что было сделано после победного фонтана на скважине № 7-Уса, причём в считанные годы, просто не счесть».

В марте 1973 года в Ухте было проведено межотраслевое совещание руководящих работников министерств, ведомств, партийных органов, научных институтов и лабораторий, посвящённое проблемам освоения Усинского нефтяного месторождения, перспективам дальнейшего развития нефтяной и газовой промышленности Европейского Севера.

Следовало организовать транспортировку нефти Усинского месторождения в центр страны. В 1969 году развернулись работы по проектированию, а с 1971 года - по строительству магистральных нефтепроводов Уса - Ухта и Ухта - Ярославль.

Для решения этой задачи в 1970 году в Ухте была создана дирекция «Комитранснефти», которая и выступила организатором прокладки нефтепровода от Усы до Ухты. В 1973 году было создано Ухтинское районное нефтепроводное управление.

Магистраль длиной 409 км Уса - Ухта вступила в строй в 1973 году: 23 августа первые 500 тыс. т северной усинской нефти поступили в Ухту. В 1974 году была введена в эксплуатацию первая очередь нефтепровода Ухта – Ярославль…Таким образом, к середине 1970-х годов Ухта стала не только важнейшим транзитным пунктом, но и составной частью системы нефтяного транспорта всей страны».

И все эти годы Усинское месторождение активно развивается. Для специалистов ООО «НИПИ нефти и газа УГТУ» эти проекты остаются одними из приоритетных. На сегодня в работе проектного института порядка 80 объектов на Усинском направлении.